Нас регулярно просят разъяснить различия между ближним и дальним светом. Часто возникает заблуждение, что фары с пометкой «ближний свет» не ослепляют встречный транспорт. Это связано с привычным пониманием автомобильных фар, предназначенных для дорог общего пользования.
Сегодня мы постараемся доступно объяснить разницу между традиционным, «народным» пониманием терминов «ближний» и «дальний» свет и тем, как эти понятия трактуются производителями дополнительного освещения, таких как Aurora.
Принцип работы автомобильной фары.
Для простоты рассмотрим классическую фару с лампой H4. Такая фара оснащена одним отражателем и одной лампой, но имеет два режима работы. Как это достигается? Всё дело в расположении источника света относительно фокуса отражателя. Лампа H4 содержит две нити накаливания:
- Дальний свет: источник света (нить накаливания) расположен точно в фокусе отражателя. В этом случае вся поверхность отражателя работает равномерно, формируя направленный световой пучок, освещающий пространство перед автомобилем.
- Ближний свет: источник света смещён вперед относительно фокуса и частично закрыт защитным экраном. Это приводит к смещению направления света, а экран отсекает верхнюю часть пучка, создавая светотеневую границу (СТГ).
СТГ (светотеневая граница) — это чёткая линия, разделяющая освещённую и тёмную зоны перед автомобилем, чтоб не слепить встречный и попутный транспорт.
Таким образом, основное различие между ближним и дальним светом в автомобильных фарах заключается в наличии или отсутствии СТГ. Яркость также будет различаться из-за смещения фокуса светового пучка, но ключевым фактором остаётся СТГ.
Принцип работы дополнительных фар.
В стандартной конструкции светодиодной фары Aurora источник света один и он размещается в центре фокуса. Следовательно, с точки зрения традиционного понимания, большинство продукции Aurora соответствует «дальнему свету», поскольку отсутствует СТГ.
Вы можете спросить: «Но ведь в технических характеристиках указано наличие ближнего света?» Поясним.
Типы света, такие как дальний, ближний, водительский и другие, достигаются не за счёт фокусного расстояния и экранов, а посредством формы и размера отражателя. Различия между этими типами света проявляются в рабочем расстоянии освещения (то есть в дистанции и ширине светового пучка), а не в наличии или отсутствии СТГ, как в случае с головной фарой автомобиля.
Таким образом, при использовании фар Aurora без СТГ вы будете ослеплять встречный и попутный транспорт вне зависимости от типа света, указанного для фары: ближний или дальний.
Какую фару тогда брать?
При выборе фары следует исходить из задач, которые вы ставите перед осветительным прибором:
- Если необходимо освещать дальние расстояния, выбирайте фару с более узким углом рассеивания.
- Если требуется широкое освещение, предпочтительны фары с максимально широким углом рассеивания.
- Для использования на дорогах общего пользования следует рассмотреть варианты с наличием СТГ.
Важно помнить: чем шире световой пучок, тем меньше его дальность, и наоборот. Это обусловлено законами физики.
Заключение
Как видно, существует принципиальное различие в определениях «дальний» и «ближний» свет в зависимости от контекста и методов измерения:
- Ранее автомобили не были оснащены "ближним" светом. Инженеры стремились повысить безопасность и разработали СТГ, отсекающую верхнюю часть светового пучка, чтобы не ослеплять встречный транспорт. Так появились условные понятия ближнего и дальнего света.
- Производители дополнительного освещения исходили из потребности увеличить яркость света на необходимом расстоянии. При этом создание светотеневой границы (СТГ) зачастую отходит на второй план, поскольку такие фары гораздо сложнее в производстве и требуют прохождения тестов, получения сертификатов и соответствовать требованиям ГОСТа.
Понимание различий между ближним и дальним светом, а также особенностей дополнительных светодиодных фар, поможет сделать осознанный выбор и обеспечить безопасность на дороге. При выборе фар учитывайте условия эксплуатации, требования законодательства и технические характеристики устройств.